аконы и подзаконные акты

Как и любая другая сфера деятельности человека, обеспечение безопасности жизнедеятельности должно иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы в нашей стране прежде всего выступает Конституция РФ, как ее основной Закон, принятый 12 декабря 1993г.

В частности, ст.42 Конституции четко определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Вся важность данной законодательной нормы заключается именно в постулировании основным Законом страны естественного права каждого человека на комфортные условия своей среды обитания.

Еще одна законодательная норма закреплена в ч.1ст.9 Конституции, где указывается, что земля и другие природные ресурсы аконы и подзаконные акты в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это положение способствует созданию благоприятной окружающей среды.

Конституция определяет, что экологическая деятельность в сфере взаимодействия человека и природы включает в себя:

- обеспечение экологической безопасности;

- охрану окружающей среды;

- природопользование.

На основе Конституции и в соответствии с ней разработан и принят целый ряд федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Более того, согласно ст.76 Конституции, законодательные нормы и иные правовые акты, принимаемые отдельными субъектами РФ, не должны противоречить Конституции.

Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ, имеющая аконы и подзаконные акты наибольшую юридическую силу. Ниже, в порядке убывания юридических сил, расположены:

1. Конституция страны;

2. Трудовой кодекс РФ;

3. Законы РФ;

4. Указы Президента;

5. Постановления Правительства и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

6. Правовые акты субъектов РФ;

7. Акты органов местного самоуправления.

К числу наиболее важных законов, касающихся сферы безопасности жизнедеятельности человека, относятся следующие:

- Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;

- ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

- ФЗ от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- ФЗ от 20 февраля 1995г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;

- ФЗ от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения аконы и подзаконные акты»;

- ФЗ от 9 января 1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

- ФЗ от 20 июня 1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- ФЗ от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

- ФЗ от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- ФЗ от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

- Трудовой кодекс от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ;

- ФЗ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Основные законодательные акты по безопасности труда

Конституция Российской Федерации является основным за­конодательным актом отечественного права в целом, в том числе в области безопасности труда. Конституция РФ, как Основной Закон государства, обладает высшей юридической силой аконы и подзаконные акты.



Конституция РФ содержит ряд статей, имеющих непосредст­венное отношение к безопасности труда:

• статья 37 — «Каждый имеет право на труд в условиях, от­вечающих требованиям безопасности и гигиены...», «Каж­дый имеет право на отдых...»;

• статья 41 — «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь...», «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность...»;

• статья 42 — «Каждый имеет право на благоприятную окру­жающую среду...».

Трудовой кодекс Российской Федерации (Кодекс).В Кодексе так­же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия тру­да, отвечающие требованиям безопасности и гигиены аконы и подзаконные акты, на обяза­тельное социальное страхование, на возмещение ущерба, причи­ненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раз­дел X «Охрана труда», в котором законодательно определены:

• обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;

• медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности, торговле и др., подвергающиеся воздей­ствию ОВПФ);

• необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

• права работников на охрану труда и гарантии такого права;

• обязанность работников, в том числе руководителей, про­ходить обучение и проверку знаний по охране труда;

• несчастные случаи на аконы и подзаконные акты производстве, подлежащие рассле­дованию, обязанности работодателя при несчастном слу­чае, порядок расследования несчастных случаев, оформле­ния материалов расследования и рассмотрения разногла­сий по материалам расследования.

В статье 210 Кодекса определены основные направления госу­дарственной политики в области охраны труда.Основными на­правлениями являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра­ботников;

• принятие и реализация федеральных законов и иных нор­мативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации в области охраны труда, а также федераль­ных целевых, ведомственных целевых и территориальных
целевых программ улучшения условий и охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль за аконы и подзаконные акты соблюдением госу­дарственных нормативных требований охраны труда;

• государственная экспертиза условий труда;

• установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответ­ствия организации работ по охране труда государственным
нормативным требованиям охраны труда;

• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

• профилактика несчастных случаев и повреждения здоро­вья работников;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обяза­тельного социального страхования работников от несчаст­ных случаев на производстве и аконы и подзаконные акты профессиональных заболе­ваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

• координация деятельности в области охраны труда, охра­ны окружающей природной среды и других видов эконо­мической и социальной деятельности;

• участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

• подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

• проведение эффективной налоговой политики, стимули­рующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство
средств индивидуальной и коллективной защиты работни­ков; установление порядка обеспечения работников сред­ствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями иустройствами, ле­чебно-профилактическими средствами за аконы и подзаконные акты счет средств работодателей.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государствен­ной власти, органов власти субъектов Федерации, органов мест­ного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Кодекс определяет единый на всей территории страны поря­док регулирования отношений в области охраны труда между ра­ботодателями и работниками независимо от форм собственно­сти, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчи­ненности предприятий, организаций, учреждений.

Следует обратить внимание на ряд основных положений Ко­декса, которые обязаны знать работники и работодатели.

Статьей 212 Кодекса определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.Работодатель обязан обеспечить аконы и подзаконные акты:

• безопасность работников при эксплуатации зданий, соору­жений, оборудования, осуществлении технологических про­цессов, а также применяемых в производстве инструментов,
сырья и материалов;

• применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

• соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

• режим труда и отдыха работников в соответствии с трудо­вым законодательством и иными нормативными правовы­ми актами, содержащими нормы трудового права;

• приобретение и выдачу за счет собственных средствсерти­фицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

• обучение безопасным методам и приемам выполнения ра­бот и оказанию первой помощи пострадавшим на произ­водстве, проведение инструктажа по охране труда, стажи аконы и подзаконные акты­ровки на рабочем месте и проверки знания требований ох­раны труда;

• недопущение к работе лиц, не прошедших в установлен­ном порядке обучение и инструктаж по охране труда, ста­жировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на ра­бочих местах, а также за правильностью применения работ­никами средств индивидуальной и коллективной защиты;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охра­не труда;

• в случаях, предусмотренных трудовым законодательством ииными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средствмедицинских осмотров;

• информирование работников об условиях и охране труда на аконы и подзаконные акты рабочих местах, о риске повреждения здоровья и пола­гающихся им компенсациях и средствах индивидуальной
защиты;

• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникно­вении таких ситуаций, в том числе по оказанию постра­давшим первой помощи;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи­вание работников, а также доставку работников, заболев­ших на рабочем месте, в медицинскую организацию в слу­чае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

• обязательное социальное страхование работников от не­счастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний;

• ознакомление работников с требованиями охраны труда.


Статьей 214 Кодекса аконы и подзаконные акты определены обязанности работника в об­ласти охраны труда. Работник обязан:

• соблюдать требования охраны труда;

• правильно применять средства индивидуальной и коллек­тивной защиты;

• проходить обучение безопасным методам и приемам вы­полнения работ и оказанию первой помощи пострадав­шим на производстве, инструктаж по охране труда, стажи­ровку на рабочем месте, проверку знаний требований ох­раны труда;

• немедленно извещать своего непосредственного или вы­шестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состоя­ния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

• проходить обязательные медицинские аконы и подзаконные акты осмотры (обследо­вания), а также проходить внеочередные медицинские ос­мотры по направлению работодателя.

В соответствии со статьей 213 Кодекса обязательные меди­цинские осмотры (обследования) проходят:

• работники, занятые на тяжелых работах ина работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с
движением транспорта (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные);

• работники организаций пищевой промышленности, обще­ственного питания и торговли, водопроводных сооруже­ний, лечебно-профилактических и детских учреждений

Вредные и(или) опасные производственные факторы и ра­боты, при выполнении которых проводятся обязательные пред­варительные и периодические медицинские осмотры (обследова­ния), и порядок их проведения аконы и подзаконные акты определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выпол­нении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены приказом Министер­ства здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации от 16 августа 2004 г. № 83.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, а также рабо­тающие в условиях повышенной опасности, проходят обязатель­ное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Россий­ской Федерации. Правила прохождения обязательного психиат­рического освидетельствования работниками утверждены поста­новлением аконы и подзаконные акты Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695.

По статье 219 Кодекса работник имеет правона:

• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

• обязательное социальное страхование от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; получение достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опас­ности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;

• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

• профессиональную переподготовку за счет средств работо аконы и подзаконные акты­дателя в случае ликвидации рабочего места вследствие на­рушения требований охраны труда;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законода­тельства, органами исполнительной власти, осуществляю­щими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля;

• обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в про­фессиональные союзы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с аконы и подзаконные акты обеспечением безо­пасных условий труда на его рабочем месте, и в расследо­вании происшедшего с ним несчастного случая на произ­водстве или профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соот­ветствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

• компенсации, установленные в соответствии с законода­тельством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

• возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполне­нием трудовых обязанностей (статья 21 Кодекса).

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых ра­ботах аконы и подзаконные акты, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, опреде­ляемом Правительством Российской Федерации.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными усло­виями труда могут устанавливаться коллективным договором.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессио­нального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждени аконы и подзаконные акты­ем здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социаль­ную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (статья 184 Кодекса).

Виды, объемы и условия предоставления работникам га­рантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Работодатель имеет праворасторгнуть с работником трудо­вой договор вслучае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда грубого нарушения им требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления аконы и подзаконные акты таких по­следствий (статья 81 Кодекса).

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и рабо­тах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подзем­ных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напит­ками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональ­ных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на аконы и подзаконные акты легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую про­цесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

Федеральный Закон «Об обязательном социальном страхова­нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998) определяет экономический механизм управ­ления риском, устанавливает правовые, экономические и соци­альные основы обязательного социального страхования от не­счастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон оп­ределяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении ими трудовых обязанно­стей. Согласно этому Закону обязательства по возмещению вре­да работнику (застрахованному) берет на себя Фонд социального страхования (ФСС)(страховщик), который аконы и подзаконные акты гарантирует их вы­полнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя). Предприятия ежемесячно перечисляют в ФСС страховые суммы в зависимости от класса профессионального риска отраслей (подотраслей), в соответствии со страховыми та­рифами, размеры которых устанавливаются Федеральными За­конами. Отнесение отраслей (подотраслей) экономики к тому или иному классу профессионального риска осуществляется по Постановлению Правительства.

К другим Федеральным законам (ФЗ), регулирующим от­дельные вопросы безопасности труда, можно отнести ФЗ: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О ра­диационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О аконы и подзаконные акты санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» (1999 г.), «Об основах обязательного соци­ального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.).


documentasgphaf.html
documentasgpokn.html
documentasgpvuv.html
documentasgqdfd.html
documentasgqkpl.html
Документ аконы и подзаконные акты