Восприятие художественных произведений

Восприятие художественного произведения — не только познавательный акт. Необходимым условием та­кого восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Известный советский психолог А. В. Запорожец отмечал: «Эстети­ческое восприятие... не сводится к пассивной констата­ции известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы восприни­мающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоя­тельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали» (44, 71).

Каковы особенности развития художественного вос­приятия дошкольников? Можно ли вообще говорить об этом виде восприятия в шестилетнем возрасте? Конеч­но, не сразу ребенок воспринимает произведение искус­ства в качестве такового. Однако зачатки Восприятие художественных произведений художествен­ного восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте.

Одинаков ли уровень восприятия детьми картин?

В исследовании С. Л. Рубинштейна и Г, Т. Овоепян детям предлагали рассмотреть и затем описать разно­образные сюжетные картины. Оказалось, что один и тот же ребенок воспринимает картины на разных уров­нях в зависимости от их содержания. Так, он истолковы­вает содержание картин как единое целое, если они име­ют близкий для него сюжет, в других случаях он огра­ничивается перечислением деталей, описанием картины (если сюжет и содержание далеки от его опыта, являют­ся слишком сложными). Таким образом, восприятие детьми картины нельзя рассматривать в отрыве от Восприятие художественных произведений ее содержания.

А как относятся дети к воспринятому?

В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, было выявлено своеобразное отноше­ние дошкольников к художественным произведениям. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пыта­ются непосредственно воздействовать на героев произ­ведения.

К концу дошкольного возраста, в младшем школь­ном возрасте отношение к воспринятому меняется — появляется способность занять позицию вне изображае­мого, позицию зрителя.

Имеет значение в художественном восприятии, и

степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники чаще всего предпочитают «поло­жительных» животных с антропоморфными признаками, средние дошкольники — животных, сказочных человеч­ков, детей-ровесников; шести-семилетки чаще выбирают наиболее занимательный и Восприятие художественных произведений находчивый, наиболее весе­лый персонаж (12, 34). Они значительно чаще более младших детей оказываются способными воспринять в художественном произведении не только внешний ко­мизм, но и юмор, иронию.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию про­изведения искусства, но и понимание его выразитель­ных средств.

В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

Воспитательная сила искусства «дает возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отражен­ный в свете определенного мировоззрения,— говорил видный советский психолог Б. М. Теплов. — И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую Восприятие художественных произведений принудительную силу, чем оцен­ки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что про­сто нравится, затем они приобретают характер суж­дений об искусстве с точки зрения определенного идеала.



Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарож­дении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его.

К 6 годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором за­хватывающий сюжет отсутствует, проявляют способ­ность улавливать настроение.

Однако, способность к художественному восприя­тию не появляется сама по себе. Она—результат раз­вития индивида. «Художественное полноценное восприя Восприятие художественных произведений­тие,—как верно отмечал Б. М. Теплов,—это умение, которому надо учить».

Этому способствует расширение и укрепление зна­ний, представлений детей об окружающей действитель­ности, развитие их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чув.

ствительности, отзывчивости к прекрасному.

Использование в ходе общения с природой поэзии, песни способно усилить эту отзывчивость. Умелое при­менение музыки, художественного слова положительно сказывается и при рассматривании картин шестилетни­ми детьми, помогая глубже воспринять образы, вопло­щенные в ней.

Положительное влияние на развитие художествен­ного восприятия шестилетних детей оказывает форми­рование умения выделять в художественных произведе­ниях элементарные средства выразительности, исполь­зуемые для Восприятие художественных произведений выражения отношения к действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

Развитие эстетического восприятия происходит не только на специальных занятиях, но и в ходе бытовой деятельности ребенка.


documentasfyfft.html
documentasfymqb.html
documentasfyuaj.html
documentasfzbkr.html
documentasfziuz.html
Документ Восприятие художественных произведений